Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» на тему: «Развитие музыкально- творческих способностей в классе фортепиано на начальном этапе обучения»
Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений с использованием творческих заданий.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить изученные
теоретические знания (штрихи,
лад, темп, ритм,
мелодия, динамика),
-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato; legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Развивающие:
-
развитие слуха,
-
координация движений,
-активизировать образное музыкально-образное мышление через различные виды деятельности.
Воспитывающие:
-
воспитывать любовь к музыке,
-
воспитывать эстетический вкус,
-воспитывать усидчивость, собранность.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-прямая и наводящая формы воздействия.
Предварительная подготовка:
- разучивание музыкальных произведений;
- работа над гаммами
Репертуарный план урока:
1. Гаммы До мажор и ля минор
2. А. Гумберт «Этюд»
3. Г. Эрнесакс, перелож. О
Гетеловой « Едет паровоз»
4. А. Филиппенко «Я на
скрипочке играю»
5. Белорусская полька «Янка»
перелож. С. Ляховицкой
6. С. Сароян «Кукле»
7. Г. Портнов «Ухти-тухти»(ансамбль)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом.
2. Разминка.
Упражнение «Радуга»
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.
-
Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги
пусть звучат, приговаривая: Ой ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло. Я красивую такую
В пол минуты нарисую.
Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.
Упражнение «Говорящие пальцы».
Запомни стишок:
Фокус-покус, трали-вали, Едет мышь на самосвале. Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь? Кыш! Кыш! Кыш!
|
Проговори – простучи стишок такими пальцами
Пальчиковая игра: « Волшебный платок» Педагог:
У меня живет проглот – Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.
3. Работа над гаммами До Мажор и ля минор
Задачи: Слушать длинную
выразительную мелодическую линию на legato; первый палец подкладывать
незаметно, осторожно и тихо, чтобы не разрушить красоту звука в длинной
мелодической линии; динамическая задача.
- Какой динамический
оттенок мы используем, когда мы идем наверх? (Крещендо). Ассоциация: мы
взбираемся на гору, нам надо приложить все больше и больше усилий, пальчики
активнее. При движении вниз нам становится легче, пальчики прилагают меньше
усилий, играем диминуэндо.
4.
Работа над этюдом (работаем над выполнением динамических оттенков)
5. Физкультминутка.
Упражнение для
глаз: подвигать
глазками ( вправо, влево, вверх, вниз) Упражнение
на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса:
поднимаясь на носки,
медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в
стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить
расслабленные руки вниз.
Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
6.Работа над музыкальными произведениями
Для закрепления правильного исполнения
штриха non legato играем песенку Г. Эрнесакс «Едет
паровоз» - при игре следим за правильной посадкой и верной постановкой
руки, свободой запястья. Играя, песенки
на non legato обучающийся должен слышать музыкальную фразу, а не
отдельные звуки.
Переходим к приёму
legato (связное исполнение)
Играем пьесу
С.
Сароян «Кукле» (работаем над исполнением длинной лиги в правой руке (legato)
и точных снятий в левой руке (non legato)
Игра
штрихом staccato
Учитель: Варвара,
давай сыграем ещё одну пьесу «Дождик» Скажи, какой основной штрих в
этой пьесе?
Ученица: staccato
Учитель: Варвара,
какой знак тут нам встретится?
Ученица: Си
бемоль
Учитель: А
давай расскажем стишок про диезы и бемоли. Вспомним для чего они нам нужны.
Знак диез, знак диез ноту повышает.
Знак бемоль, знак бемоль ноту понижает.
Учитель: ну, а теперь играем!
7.Итог урока:
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий