среда, 8 сентября 2021 г.

Выступление на ГМО музыкальных руководителей на тему: "Из опыта работы "Организация образовательного процесса по художественному эстетическому воспитанию с детьми старшего возраста. Образовательная деятельность "Музыка"

В связи со стремительными изменениями в окружающей нас жизни, с проникновением научно-технического прогресса во все сферы  возросла потребность музыкально - педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала. 

Обучение и воспитание детей организую в соответствии с авторской программой, которая составлена на основе образовательной программы «Детского сада комбинированного вида № 2».   Применяю прогрессивные педагогические технологии, авторские методики и мои личные разработки. 

Основная цель музыкального воспитания в детском саду  в соответствии с ФГОС - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основные задачи музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО:

• Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

• Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

• Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

• Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Для успешного достижения цели  и решения задач мною  используются различные формы работы с детьми:  музыкальные занятия, которые являются основной формой организации обучения детей  (фронтальные, комплексные, тематические, традиционные), праздники и развлечения, театрализованная деятельность, игровая деятельность, которая включает в себя музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры, музыка на других занятиях и в режимных моментах, индивидуальные музыкальные занятия (занятия на развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучения игре на музыкальных инструментах)

  Хотелось бы поподробнее остановиться на театрализованной деятельности, которая  представляет собой синтетическую форму работы с детьми по художественно-эстетическому развитию. Она включает в себя:

восприятие музыки;

песенно-игровое творчество;

пластическое интонирование;

инструментальное музицирование;

художественное слово;

театрализованные игры;

сценическое действие с единым художественным замыслом.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие 

проблемные ситуации посредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает  преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе.

Дошкольники обладают непроизвольным вниманием,  поэтому весь процесс обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Использую игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. 

На занятиях  применяю  театрализованные игры,   в ходе  которых происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

В интеграции с образовательной областью  «Музыка»,  театрализованная деятельность становится ярче и разнообразней. Музыкально – ритмические композиции помогают через движение передать образы, настроение героев. Пение укрепляет дыхательный аппарат, улучшает артикуляционные навыки, вызывает положительные эмоции маленьких артистов. Классическая музыка в музыкальном сопровождении спектакля расширяет кругозор ребенка, позволяя познакомиться с творчеством как зарубежных, так и русских композиторов.

 Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень художественно-эстетического развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Таким образом,  театрализованная деятельность на основе сказочного сюжета является благоприятной средой для художественно-творческого развития способностей детей дошкольного возраста 

Итогом работы театральной деятельности старших школьников являются ежегодные постановки музыкальных  сказок таких как : Колобок в осеннем лесу, Муха-цокатуха, Щелкунчик и др. К каждой постановке велась большая подготовительная работа: вместе с родителями и воспитателями изготавливали костюмы, атрибуты и декорации. Было разучено много песен, танцев. Каждый артист вложил в роль свое отношение, переживания,  поэтому образы получились яркие и запоминающиеся.  

 В подготовительной работе перед постановкой  музыкальной сказки  «Щелкунчик»,  дети продолжали знакомство с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского на примере музыки из балета «Щелкунчик».  Слушая классическую музыку,  дети учились эмоционально воспринимать музыкальное произведение, осознавать тему и содержание.  В музыкальной сказки были поставлены танцы с использованием классической музыки: танец мышей, цветов, фей, которые помогли лучше почувствовать изобразительность музыки.

 Большую часть музыкального материала «Мухи-цокатухи» составлял фольклор, поэтому на музыкальных занятиях изучали и закрепляли движения русской пляски: хороводный, переменный, топающий шаг, ковырялочка и др., совершенствовали мастерство игры на русских народных  инструментах. Изучали игровые и хороводные русские народные песни.

 Во всех постановках ребята с большим удовольствием пели,  танцевали, играли, перевоплощались в того или иного персонажа сказок.  Дети продемонстрировали артистичность, исполнительское мастерство, сценическую культуру.  


четверг, 13 мая 2021 г.

Мастер-класс "Музыкальная шкатулка" для музыкальных руководителей и воспитателей.

   Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в музыкальной деятельности.

  Задачи:

 1.Способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

  2. Закрепить знания о различных музыкальных инструментах.

  3.Развивать музыкальные и творческие способности в практике      музицирования.

  4. Совершенствовать навыки музицирования с использованием звучащих жестов, пения, импровизационного движения, стихов и инструментов.

  5. Развивать творческое воображение и ассоциативное мышление.

Ход мероприятия

 Участникам раздаются картонные «нотки» разного цвета.

М.Р. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада Вас приветствовать на мастер – классе « Музыкальная шкатулка. У каждого из нас найдется маленькая шкатулка. Кто-то хранит в ней украшения, кто-то складывает в нее рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. А в моей шкатулке находятся музыкальные  игры и упражнения, которые вы можете использовать в работе с детьми для развития музыкальных и творческих способностей. Но для того чтобы начать, нужно слова приветствия сказать!

Прошу всех подпевать и  повторять движения.

Музыкальное приветсвие «Доброе утро» О. Арсеневской

Доброе утро! Улыбнись скорее! /разводят руки и поворачиваются из стороны в сторону/

И сегодня весь день будет веселее /хлопают в ладоши/.

Мы погладим лобик, носик и щечки. / движения по тексту/

Будем мы красивыми /выполняя «фонарики»/ 

Как в саду цветочки! 

Разотрем ладошки сильнее, сильнее! /движение по тексту/

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки тоже мы потрем и здоровье сбережем /разводят руки в стороны/.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

М. Р. Такое музыкальное приветствие с элементами самомассажа задает позитивный тон к восприятию окружающего мира и очень нравится детям.

М. Р.( Из шкатулки достаю желтую нотку. ) под желтой ноткой в моей музыкальной шкатулке хранятся упражнения на поэтическое музицирование и сказки шумелки.

 Поэтическое музицирование -это озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания.

У кого желтые нотки прошу выйти для выполнения задания.

(выбираем инструменты)

М. Р. Давайте свяжем музыку и слово,

          Они подарят сердцу вдохновенье.

          Научимся читать мы с чувством, выраженьем,

          Вперёд, друзья! Навстречу достижениям!

На экране вы видите алгоритм над озвучиванием стихотворения, сказки с детьми, но так как сейчас задание будут выполнять взрослые, мы будем пропускать некоторые этапы.

Алгоритм работы над озвучиванием стихотворения, сказки

1. Знакомство со стихотворением,сказкой : чтение или просмотр мультфильма.

2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования 

4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

5. Озвучивание  стихотворения, сказки.

 «День и ночь»

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром: (Барабан)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом: (металафон)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду: (Маракасы)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (бубен)

А сороки от испуга

Растрещались по округе: (Трещётка)

Гром ударил ещё раз: (Барабан)

И затихло всё тот час.

Ахмерова А. С.

Льётся дождик с высоты, (металлофон)

На дома и на мосты.

Листья падают, шуршат(маракасы)

Под ногами у ребят.

На заводе слышен стук: (ложки)

Молоточки тук да тук.

Каждый что-то мастерит

И по-своему стучит…

Из-за тучи слышен он – (барабан)

Грозный и сердитый гром!

   С помощью таких упражнений дети совершенствуют различные навыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

2.   М.р. (из шкатулки достаю синюю нотку)

 Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр в  музыкальной деятельности позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.      

Сейчас мы все вместе  ритмично проговорим стихотворения со звучащими жестами. Тескт вы видите на экране, а для  удобства выполнения звучащих жестов, давайте встанем.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ со звучащими жестами

Ножка-раз, ножка-два!

Побежала по дорожке детвора!

Ручка - раз, ручка - два!

Помахала и сказала всем пока!

«Снег»

Как на горке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

И на ёлке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!

Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

«Капель»

Кап! Кап! Я – капель, капаю тихонько.

Кап! Кап! Целый день капли пляшут звонко.

Кап – кап – кап! Побыстрей капли побежали.

Потому что солнышко капли увидали.

3.М. Р. (Из шкатулки достает зеленую нотку). 

Пантомима - это особый способ общения с окружающим миром.

Дети изъясняют мимикой, жестикуляцией и пластикой движения, игры, танцы.

У кого зеленые нотки, прошу выйти для выполнения задания

 Упражнение «Так музыканты играют» 

Слушаем фонограмму, узнаем какой инструмент играет и ритмично изображаем игру на инструменте.

М. Р. Такие игровые задания помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

3. М. Р. Из шкатулки достает красную нотку. 

Задание «Спой и покажи».

Наши жесты пусть звучат,

И поём мы, и играем:

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит песня «Снег руками нагребая». Участники показывают слова жестами, темп ускоряется.

Снег руками нагребая – по очереди движения обеими руками к себе

Лепим, лепим ком большой – фонариками рисуем большой круг, приседая

И ещё раз нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе

Лепим, лепим ком другой – фонариками рисуем поменьше круг

Лепим ручки – показываем ручки

Лепим ножки – лепим ножки

Чтобы бегал по дорожке – бег на месте

Лепим глазки – указательными пальцами показываем по очереди глаза

Лепим бровки – показываем брови

И длиннющий нос морковкой – выстаиваем ладошки друг к другу

М. Р. В таких музыкальных играх  с пением, движением и с ускорением темпа  у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

М. Р. Из шкатулки достает фиолетовую нотку. 

Задание «Танцевальная минутка».

М. Р.  Танцы разные бывают их танцуют до упада

          Всем известны вальсы, польки, буги-вуги и ламбада.

          Все они великолепны легкие, красивые, 

          А сегодня мы станцуем новые – ленивые!

«Ленивые танцы»

М. Р. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок не только исполняет, но и творит, придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

        Заключительное слово.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим;

50% из того, что мы видим;

90% из того, что мы делаем.